Вернуться к алгоритму -> Шаг 7. Изучаем результаты работы
Изучение качества организуемой в школе воспитывающей деятельности
 
Поскольку воспитание осуществляется только в рамках совместной деятельности детей и взрослых, то логично было бы изучить и проанализировать качество этой деятельности: стала ли она в школе воспитывающей деятельностью? Другими словами, смогли ли педагоги в процессе реализации программы воспитания организовать ее таким образом, чтобы помимо своих обычных задач (досуговых, развлекательных, познавательных) эта деятельность решала еще и воспитательные задачи.
 
Осуществляться анализ может совместно – заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и даже родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
 
В качестве вспомогательного инструмента здесь могут быть использованы беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, а при необходимости – и их анкетирование.
 
Ниже представлен один из возможных вариантов анкеты[1], которая поможет педагогам провести анализ состояния совместной деятельности детей и взрослых в школе. Ее структура повторяет структуру основного раздела программы воспитания и соотносится с теми ее 11-ю модулями, в которых раскрывается содержание совместной деятельности детей и взрослых.
 
Тем, кто будет заполнять эту анкету, предлагается оценить качество организуемой в их школе совместной деятельности детей и взрослых: проводимых здесь общешкольных ключевых дел, совместной деятельности классных руководителей и их классов, организуемой здесь внеурочной деятельности, реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков, существующего в школе ученического самоуправления, деятельности функционирующих на базе школы детских общественных объединений, проводимых в школе экскурсий, экспедиций или походов, профориентационной работы школы, деятельности школьных медиа, совместной организации предметно-эстетической среды школы, взаимодействия школы и семей школьников.
 
Заполнить эту анкету в конце учебного года можно предложить:
- директору и его заместителям, курирующим в школе воспитательную работу;
- нескольким (3, 4, 5 – на ваше усмотрение) педагогам, которые активно включены в воспитательную работу школы и имеют о ней свое собственное мнение (пусть и не всегда совпадающее с мнением школьной администрации);
- нескольким (3, 4, 5 – на ваше усмотрение) родителям, но лишь в том случае, если они действительно хорошо знакомы со школой и тем, что в ней происходит;
- нескольким (3, 4, 5 – на ваше усмотрение) старшеклассникам, которые также хорошо знакомы с тем, что происходит во всей школе, а не только в их собственном классе, и которые смогут дать свою оценку происходящему здесь.
Разумеется, это все это будет субъективной оценкой администрации, педагогов, родителей и детей. Но именно субъективная оценка здесь и важна. Ведь это оценка тех, кто непосредственно вовлечен в деятельность школы. Именно их субъективное мнение и поможет обнаруживать ошибки, исправлять их, видеть перспективы и стремиться к ним. Ведь именно для этого (а не для формальных отчетов) и необходим самоанализ.
 
 
 
А Н К Е Т А
для самоанализа организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых[2]
 
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности,
а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке
 
 
Проблемы, которых следует избегать
Оценочная шкала
Идеал, на который следует ориентироваться
Качество общешкольных ключевых дел
 
 
Общешкольные дела придумываются только взрослыми, школьники не участвуют в планировании, организации и анализе этих дел
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общешкольные дела всегда планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно – школьниками и педагогами
Дела не интересны большинству школьников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дела интересны большинству школьников
Участие школьников в этих делах принудительное, посещение – обязательное, а сотрудничество друг с другом обеспечивается только волей педагогов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой, радостью и взаимной поддержкой
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
 
 
Классные руководители не пользуются авторитетом у детей своих классов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Классные руководители являются значимыми взрослыми для большинства детей своих классов. Школьники доверяют своим классным руководителям
Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются классным руководителем единолично. Поручения классного руководителя дети часто выполняют из страха или по принуждению
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются совместно классным руководителем и классом, у детей есть возможность проявить свою инициативу
В отношениях между детьми преобладают равнодушие, грубость, случаются травли детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В классе дети чувствуют себя комфортно, здесь преобладают товарищеские отношения, школьники внимательны друг к другу
Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
 
 
Внеурочная деятельность в школе организуется преимущественно в виде познавательной деятельности, как продолжение учебных занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности школьников: познавательная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, художественное творчество и т.п.
Участие школьников в занятиях курсов внеурочной деятельности часто принудительное
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Занятия в рамках курсов внеурочной деятельности интересны для школьников, школьники стремятся участвовать в этих занятиях
Результаты внеурочной деятельности детей никак не представлены в школы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
С результатами внеурочной деятельности детей могут познакомиться другие школьники, родители, гости (например, на концертах, выставках, ярмарках, родительских собраниях, сайте школы и т.п.)
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
 
 
Уроки скучны для большинства школьников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дети заинтересованы в происходящем на уроке и вовлечены в организуемую учителем деятельность
Уроки обычно однообразны, преобладают лекционные формы работы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учителя часто используют на уроке игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы
Уроки ориентированы преимущественно на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим формам проверки знаний
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уроки не только дают детям знания, но и побуждают их задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах
Качество существующего в школе ученического самоуправления
 
 
Школьники занимают пассивную позицию по отношению к происходящему в школе, чувствуют, что не могут повлиять на это
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ребята чувствуют свою ответственность за происходящее в школе, понимают, на что именно они могут повлиять в школьной жизни и знают, как это можно сделать
Ребята не вовлечены в организацию школьной жизни, школьное самоуправление имитируется (например, органы самоуправления не имеют реальных полномочий, дети поставлены педагогами в позицию исполнителей, самоуправление часто сводится к проведению дней самоуправления и т.п.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ребята часто выступают инициаторами, организаторами тех или иных школьных или внутриклассных дел, имеют возможность выбирать зоны своей ответственности за то или иное дело
Лидеры ученического самоуправления безынициативны или вовсе отсутствуют в школе.  Они преимущественно назначаются взрослыми и реализуют только их идеи  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лидеры ученического самоуправления выступают с инициативой, являются активными участниками и организаторами событий в школе и за ее пределами
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
 
 
Детские общественные объединения существуют лишь формально, они не работают, нет детей, которые позиционируют себя как его члены
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Детские общественные объединения привлекательны, школьники стремятся участвовать в организуемой ими деятельности. Дети, состоящие в детских общественных объединениях, гордятся этим, всячески подчеркивают свою принадлежность к объединениям
Деятельность детских общественных объединений ограничивается рамками самих объединений, она не ориентирована на интересы и потребности других людей  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Деятельность детских общественных объединений направлена на помощь другим людям, социально значима
Деятельность, которую ведут детские общественные объединения, предоставляет ограниченные возможности для самореализации школьников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Деятельность, которую ведут детские общественные объединения, дает возможность каждому ребенку найти себе дело по силам и по желанию
Качество проводимых в школе
экскурсий, экспедиций, походов
 
 
 
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся крайне редко или не проводятся вовсе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся регулярно, формы такой деятельности разнообразны, в ней  
участвуют школьники разных классов, разных возрастных групп
У взрослых нет стремления заинтересовать школьников, им важен, прежде всего, сам факт участия детей в выездных мероприятиях
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Взрослые умеют заинтересовать школьников теми выездными делами, в которых они участвуют
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся как мероприятия, в которых школьники занимают преимущественно пассивную позицию
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выездные дела предваряются их совместной подготовкой, распределением между школьниками необходимых ролей (фотографа, экскурсовода и т.п.). При их проведении ребята занимают активную позицию по отношению к происходящему. По окончании дел проводится совместный анализ, а итоги представляются в творческих формах
Качество профориентационной работы школы
 
 
Профориентационная работа ориентирована лишь на ознакомление школьников с рынком труда и основными профессиями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Профориентационная работа ориентирована на формирование у школьников трудолюбия, готовности к планированию своего жизненного пути, выбору будущей профессиональной сферы деятельности и необходимого для этого образования
Профориентационной работой занимается только классный руководитель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Профориентационной работой занимается команда педагогов с привлечением социальных партнеров
Профориентационные занятия проходят формально, дети занимают пассивную позицию. Формы профориентационной работы носят преимущественно лекционный характер
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Формы профориентационной работы разнообразны, дети заинтересованы в происходящем и вовлечены в организуемую деятельность
Качество работы школьных медиа (газет, радио, ТВ, интернет-ресурсов и т.п.)
 
 
Деятельность школьных медиа обеспечивается силами взрослых с минимальным участием детей. Школьникам не предоставлен спектр ролей, которые они могут выполнять, их интересы и потребности не учитываются
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школе существует разнообразие школьных медиа, их деятельность обеспечивается силами учащихся при поддержке педагогов. Совместное распределение обязанностей в школьных медиа осуществляется с учетом интересов и потребностей ребят
В содержании работы школьных медиа отсутствуют темы, отражающие жизнь школы, значимые для ребят разного возраста вопросы, не представлены их точки зрения по этим вопросам
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В содержании работы школьных медиа представлена актуальная жизнь школы, проблемы, волнующие современных детей разных возрастов. Здесь находят отражение различные позиции школьников по тем или иным вопросам
В школьных медиа не уделяется внимания нормам культуры общения, эстетике представления материала, не обращается внимание на достоверность используемых фактов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школьных медиа уделяется внимание нормам культуры общения, эстетике представления материала, обращается внимание на достоверность используемых фактов
Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды
 
 
Оформлению школы не уделяется внимания. Оформление кабинетов, коридоров, рекреаций и т.п. безвкусно или напоминает оформление офисных помещений, а не пространства для детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пространство школы оформлено со вкусом, отражает дух школы, учитывает возрастные особенности детей, предусматривает зоны как тихого, так и активного отдыха. Время от времени происходит смена оформления школьных помещений
В оформлении школы не участвуют ни дети, ни педагоги. Здесь нет места проявлению их творческой инициативы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оформление школы часто осуществляется совместно педагогами и детьми (иногда с привлечением специалистов). В нем используются творческие работы учеников и учителей, здесь представлена актуальная жизнь школы
Содержание плакатов, стендов, пространственных композиций носит формальный характер, на них редко обращают внимание школьники  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Элементы оформления в привлекательных для ребят формах акцентируют внимание на важных ценностях школы, ее нормах и традициях
Качество взаимодействия школы и семей школьников
 
 
Большинство родителей безразлично к участию ребенка в школьных делах, высказывает недовольство, если это влияет на их планы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство родителей поддерживает участие ребенка в школьных делах, может координировать свои планы с планами ребенка, связанными с его участием в делах школы
Работа с родителями сводится преимущественно к информированию об успеваемости детей, предстоящих конкурсах, мероприятиях. Реакция родителей на нее формальна
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Школе удалось наладить взаимодействие с родителями в вопросах воспитания детей (информирование, обучение, консультирование и т.п.), его формы востребованы и пользуются доверием со стороны родителей
Педагоги испытывают трудности в организации диалога с родителями по вопросам воспитания детей. Родители в основном игнорируют мнение педагогов, вступают с ними и друг с другом в конфликты, нередко привлекая к ним учеников класса.  В организации совместных с детьми дел педагоги могут рассчитывать только на себя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагоги организовали эффективный диалог с родителями по вопросам воспитания детей. Большая часть родителей прислушивается к мнению педагогов, считая их профессионалами своего дела, помогает и поддерживает их, выступает с инициативами в сфере воспитания детей и помогает в их реализации    
 
Итогом самоанализа результатов реализации школой своей программы воспитания может стать перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем, и, как его итог, – проект направленных на это управленческих решений.
 
[1]Авторы выражают свою благодарность тем школьным директорам, их заместителям и педагогам, которые своими ценными замечаниями и бесценными советами помогли в разработке этой анкеты.
[2]Примечание: из предложенных 11 блоков вопросов школа выбирает только те, которые помогут ей проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих модулях ее собственной рабочей программы воспитания.